|
Один из самых главных и ответственных периодов народного земледельческого календаря падает на седьмую неделю после Пасхи. Неделя эта носит название «семиковой», «русальной», «зеленой», «гряной», особо отмечены три ее дня: Семик, приходящийся на четверг; родительская суббота; Троица — воскресенье, 50-й день после Пасхи.
Семик — седьмой четверг после Пасхи считался очень большим праздником, он открывал сложный комплекс обрядов, знаменующих прощание с весной и встречу лета, прославляющих зеленеющую землю с центральным персонажем — березкой.
По традиции в Смоленской губернии в семик шли с березкой под песню:
Ой, где девки шли, там и рожь густа,
Ой, где вдовы шли, там трава росла,
Что трава росла высока, зелена;
Где молодушки шли, там цветы цветут,
Ну цветут цветы по всей улице,
По всей улице да по бережку,
Что до бережку под кусточками.
Деревни и села на этот небольшой период буквально преображались: дома и улицы украшаются срезанными березками, ветками, цветами. На Троицу прихожане являются на обедню в церковь с букетами полевых цветов, а пол в храме устилается свежей травой.
Те, кто придерживался старинных обычаев, утром посещали кладбища, где и встречали семик. Веселье начиналось после обеда. Молодежные гулянья, игры, хороводы происходили или в лесу, вокруг березки, или в деревне, куда с песнями вносили срубленное и украшенное деревце.
Во владимирских деревнях «накануне семика девушки рубят березку, украшают ее лентами, а в самый семик они вместе с парнями, которые несут березку, ходят с нею по полю, распевают песни и потом бросают ее в рожь».
Береза моя, березонька!
Береза моя белая,
Береза моя кудрявая!
Стоишь ты, березонька,
Осередь долинушки.
На тебе, березонька,
Трава шелковая.
|
Близ тебя, березонька
Красны девушки,
Красны девушки
Семик поют,
Под тобою, березонька,
Красны девушки,
Красны девушки
Венок плетут.
|
«В Саратовской губ. для празднования семика избирался особый дом, куда приносили разных припасов для пира, не забивая солода и хмеля; варится брага, затираемая, заквашиваемая и сливаемая при пении веселых песен. В самый же семик, в полдень, начинается торжество. Посреди двора воткнуто срубленное с ветвями и листьями дерево, под которым стоит горшок с водою. Девицы ходят по двору или сидят, а мальчуганы держат в руках заготовленные кушанья, другие - ведро с пивом на палке. Более веселая, бойкая девушка подходит к дереву, опрокидывает горшок с водою, выдергивает дерево из земли и затягивает песню. С пением:
Ио, ио, семик-тройца,
Туча с громом сговаривалась:
Пойдем, гром, погуляем с тобой,
Во ту слободу, в Радышевчину,
Ио, ио, семик-тройца! —
идут в лес, где происходит пир».
На обширной русской территории троичный обряд с молодым деревом справлялся, разумеется, неодинаково, каждая губерния и даже деревня имела свой набор и последовательность действий, свой обязательный песенный репертуар, при том, что основные элементы обряда сохранялись. К. числу таких элементов относятся: выбор и украшение дерева, совместная трапеза под ним, плетение венков, кумление. срубание дерева с последующим уничтожением его, хороводные песни и игры под ним, гадание на венках, брошенных в воду.
В большинстве деревень Дмитровского уезда Московской губернии «в среду веред троицей девушки отправляются выбирать - «заламывать» березки, а на другой день, в семицкий
четверг, или же в субботу, с яичницей и пивом идут завивать выбранные березки. Каждая приносила с собой глазок Яичницы. После того как все березки завиты, яичницы размещались вокруг одной березки, а девушки, взявшись за руки, водили хоровод под следующую песню:
Березка, березка,
Завивайся, кудрявая,
К тебе девки пришли,
Пироги принесли
Со яичницею».
|
Березынька кудрявая,
Кудрявая, моложавая,
Под тобою, березынька,
Все не мак цветет,
Под тобою, березынька,
Не огонь горит,
|
Не мак цветет —
Красные девушки
В хороводе стоят,
Про тебя, березынька,
Все песни поют.
|
На поляне, на лугу
Гнулася березонька.
Завивали девушки,
Лентой украшали,
|
Березку прославляли:
«Белая березонька,
Ходи с нами гулять,
Пойдем песни играть!»
|
(Владимирская губ.)
|
|
|